Кто к нам с чем зачем, тот от того и того! (kamrad2213) wrote,
Кто к нам с чем зачем, тот от того и того!
kamrad2213

"Герои" и герои

Герои и Герои

Хочу сказать про образ героя, который насаждается на Западе и у нас.

Отличной иллюстрацией является сцена из фильма Балабанова "Война" (считаю, лучшего его фильма):


"- Иван, а кто был Александр Матросов?
- Русский герой. Во время Второй мировой войны он закрыл немецкую амбразуру своей грудью.
- И, что?
- Ничего. Умер
"
.

Иностранец хочет хеппи-энда, как в фильмах. Ведь почти всегда главные герои в современных фильмах, книгах и т.д. выживают. Они как бы и рискуют жизнью, но зритель внутренне уверен, что на самом деле им ничего не грозит.

И заметьте, как недоумевает Иван, когда узнает, что Джон, оказывается, совместил спасение свей невесты Маргарет с зарабатыванием денег на съемке сенсационного сюжета для телевидения. Самое интересное, что Иван - по сути, наемник - в итоге оказывается более героическим персонажем, чем Джон. Джон получил всё: деньги, славу, свою женщину (правда, она его бросила - ирония режиссера:) ). А Иван всё отдал другим. И вот, в конце фильма мы понимаем, что Иван пошел в поход не столько ради денег, сколько, скорее всего, ради оставшегося в плену капитана Медведева, а ради чего пошел в поход Джон уже не так очевидно.

Сейчас эти западные образы и шаблоны навязываются и нам. Из образа героя изымается жертвенность. Даже когда герой совершает подвиг как бы для других, как бы в ущерб себе, в финале он все равно получает награду: богатство, славу, любовь - как правило все это вместе. Зритель же начинает воспринимать все перенесенные страдания как инвестиции. Но инвестиции всегда предполагают возврат! И вот, глядя на Джона, с таким его расчетливым отношением к своему будущему, закрадывается сомнение в его готовности идти до конца и жертвовать всем, хотя он и прошел через многое наравне с остальными.

Настоящие герои, увы, зачастую гибнут. Настоящие герои всегда готовы к жертве (не просто к риску, а натурально к жертве). Эта готовность - и есть суть героизма. Жертва - это мера любви. Чем больше любишь - тем большим готов пожертвовать. Если, например, готов пожертвовать собой ради Родины - значит Родину любишь больше, чем себя. Возможно, невеста Джона и уловила отсутствие подобной готовности в отношении неё, раз в итоге не вышла за него за муж.

Навязываемый западными фильмами выхолощенный образ героя рассчитан на зрителя (и формирует зрителя), который себя любит больше всего, и все подвиги понимает только если они в конце приносят достаточные плоды для героя. Но в жизни риск всегда выше, а плоды далеко не гарантированы, и поэтому взращенный на таких фильмах зритель - часто не способен на подвиги. Не способен пожертвовать жизнью ради чего-либо. Т.е., возвращаясь к предыдущей заметке, превращается в раба.

Вот так и получается, что западный кинематограф - орудие порабощения. Хотя и не весь, конечно.
Tags: война, культура, психология, фильмы
Subscribe
promo kamrad2213 september 3, 2014 14:01 14
Buy for 20 tokens
Продолжаю выкладывать материалы о настоящих пермских музеях, которым есть что показать, в отличие от. Другие: музей авиации и космонавтики Пермского авиационного техникума и Пермский музей авиации. В прошлой статье мы начали разговор об идее создания «Политехнического музея…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments