Кто к нам с чем зачем, тот от того и того! (kamrad2213) wrote,
Кто к нам с чем зачем, тот от того и того!
kamrad2213

Об "информированном согласии"



Недавно близко познакомился с принципом «информированного согласия пациента» и всем его лицемерием.

У одной моей пожилой знакомой некоторое время назад обнаружили рак. Провели операцию. После чего встал вопрос о лечении. И тут выяснились удивительные вещи.

Оказывается, решение о том, нужна дальнейшая терапия или нет, должен принимать пациент — т.е. 80-летняя женщина без медицинского образования. Сейчас никто точно не вспомнит, но, по словам одних свидетелей, врачи посоветовали в таком возрасте не соглашаться на лечение (именно такая версия была сообщена тогда мне, что и усыпило мою бдительность), а по словам других, — просто ничего не сказали. И естественно, в письменном виде, нигде рекомендация врачей не зафиксирована.

Пациентка от лечения отказалась. В итоге через несколько месяцев выясняется, что анализы плохие, и лечение таки нужно (и хорошо, если ещё не слишком поздно). Врач встретил больную пожилую женщину криками и упреками, дескать, зачем отказывалась, когда надо было лечиться.

Нда…

Материал про медицинскую этику заиграл новыми красками:

«Мы уже обсуждали патерналистскую медицину. То есть модель, в рамках которой врач является авторитетом, отцом, опекуном и так далее. Согласитесь, что сейчас, когда под вопросом даже право отца на воспитание ребенка, очень просто сказать: «Патерналистская медицина негуманистична, авторитарна, пробуждает во враче некий дух власти, сдвигает медицину в сторону тоталитарного господства врача над пациентом и так далее. А ведь пациент — это взрослый человек, а не ребенок. И если мы пересматриваем даже отношения между родителями и детьми, то мы просто обязаны пересмотреть, причем в особом гуманистическом ключе, отношения между врачом и пациентом. Давайте во имя суверенитета пациента назовем его заказчиком, а врача — поставщиком услуг! И тогда всё будет гораздо более гуманистично». Ой ли?

А священника мы тоже будем называть поставщиком духовных услуг? И это тоже будет гуманистично? В каком-то смысле, может быть, это и будет гуманистично. Только не будет такого поприща — духовное окормление. То же самое — с медициной. В основе такого моего утверждения — неотменяемый принцип уязвимости больного. Больной уязвим не только в силу своей непрофессиональности. Он уязвим еще и потому, что он болен. Его терзают боли в самом прямом физическом смысле этого слова. Он боится смерти. В целом, повторяю, он предельно уязвим и потому должен особым образом опекаться. Переход на более равноправное отношение между больным и врачом на деле означает только одно. Возможность для врача особым образом эксплуатировать слабость пациента. И именно такая эксплуатация рвется сквозь прорехи медицинского гуманизма в нашу жизнь. Тут налицо прямая аналогия между псевдогуманизмом ювенальной юстиции, когда требования более равноправных отношений между родителями и детьми порождают ювенальный тоталитаризм, — и договорной медициной. Когда требования более равноправных отношений между врачом и пациентом порождают тоталитаризм медицинский»
.

Вот только, если в случае с ювеналкой страдают все, то в случае с медициной, такое «равноправие», по сути, освобождает врача от ответственности и является для него большим соблазном. Даже, если он и будет что-то на словах советовать больному, то делать он это будет гораздо легкомысленнее и не факт, что двигать им будет человеколюбие или хотя бы необходимость сохранить пациенту здоровье.

А по поводу уязвимости пациента — в точку. Вся «информированность» ничего не стоит, когда человек неспособен сделать правильный выбор в силу слабости характера или потому, что пал духом. Да и какого качества «информированности» можно достичь после недолгого разговора? Всё это чистой воды лицемерие.


Tags: здоровье, паскудство
Subscribe
promo kamrad2213 september 3, 2014 14:01 14
Buy for 20 tokens
Продолжаю выкладывать материалы о настоящих пермских музеях, которым есть что показать, в отличие от. Другие: музей авиации и космонавтики Пермского авиационного техникума и Пермский музей авиации. В прошлой статье мы начали разговор об идее создания «Политехнического музея…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments