Кто к нам с чем зачем, тот от того и того! (kamrad2213) wrote,
Кто к нам с чем зачем, тот от того и того!
kamrad2213

Categories:

Ещё про кулаков



Продолжим разговор о кулаках. Хочу напомнить основные цифры и не только. Причем ссылаться буду на книгу 2014 года «Сталин и народ. Почему не было восстания» Виктора Земскова, которого сталинистом никак не назовешь.

(Почему именно на эту книгу? Ну, потому что, во-первых, был сам удивлен, когда узнал, что у Земскова есть книга, т.к. до сих пор в основном все ссылались на его статьи, во-вторых, это одна из его позднейших работ (он, к сожалению, умер 22.07.2015), в-третьих, там есть интересные сведения помимо данной темы, например, оценка числа жертв «красного террора».)

Итак.

1. Всего было выслано за 1930-31 гг. 381 173 семьи общей численностью 1 803 392 человека. В 1932-33 гг. на спецпоселение поступило еще свыше 300 тыс. человек, подавляющее большинство которых составляли раскулаченные крестьяне. Таким образом, всего за 1929–1933 годы (местные органы власти кое-где начали раскулачивание уже в конце 1930 года, не дожидаясь решения сверху) в «кулацкую ссылку» было направлено более 2,1 млн человек.

2. В это число включены также 633 670 человек (136 639 семей), переселенные внутри областей в 1930-31 гг. К сожалению, число этой («третей») категории переселенных кулаков за 1932-33 гг. не известно. Но, даже если предположить, что их больше не было, то получается, что в отдаленные районы было выслано не более 1,5 млн человек.

3. «Из указанной убыли за 1930–1931 годы (0,5 млн человек) число умерших составляло, по нашим оценкам, не более 200 тыс. (включая умерших при транспортировке в «кулацкую ссылку» из родных сел и деревень). Относительно умерших в «кулацкой ссылке» в 1932–1940 годах имеется точная статистика – 389 521 человек».

Таким образом, всего умерло в ссылке за 1930-40 гг. не более 590 тыс человек.

Со смертностью стоит разобраться подробнее.



«По состоянию на 1 января каждого года численность спецпереселенцев (трудпоселенцев) в 1932–1940 годах выглядела так: 1932 год – 1 317 022, 1933 год – 1 142 084, 1934 год – 1 072 546, 1935 год – 973 693, 1936 год – 1 060 361, 1937 год – 1 053 137, 1938 год – 1 010 749, 1939 год – 987 918, 1940 год – 997 513 человек».

При этом общий уровень смертности по стране в те годы по данным насквозь антисоветской статьи А.Вишневского, составлял 27‰ в 1930 году, 21‰ — в 1935 и т.д.



Таким образом, например, если в 1935 году из 973693 живых на 1 января спецпоселенцев умерло 22173, то это 22,7‰. Если же учесть, сколько человек было за этот год вновь прибывших (а их, по моим подсчетам, было 1060361 – 973693 + 43070 + 22173 – 33238 – 26122 = 92551 человек), то данный показатель нужно уменьшить ещё процентов на 5, ведь часть смертей явно приходится на этих «новичков». Иными словами, в 1935 году смертность в ссылке пришла в «норму», и умерших в этом и следующих годах никак нельзя считать «погибшими от рук режима».

Если взять другие (не «антисоветские», а, вроде как, официальные) данные по смертности в СССР, то получится, что в норму смертность среди спецпоселенцев пришла где-то в 1936 году.



Теперь если посчитать аналогичным грубым образом смертность за предыдущие года, то получается следующее:

Год Смертность в ссылке, ‰ Смертность по «антисоветским» данным, ‰ Смертность по расчетам ЦСУ СССР, 1964 г. (см. стр. 40), ‰ Смертность по «официальным» данным, ‰
1930 110,9 27,2 24,9 18,9
1931 110,9 28,2 25,3 18,2
1932 68,1 29,6 27,7 20,2
1933 132,7 70,3 42,6 40,2
1934 37,3 21,7 23,7 18,1
1935 22,7 21 19,5 16

В абсолютных значениях это:

Год Смертность в ссылке Смертность по «антисоветским» данным, чел. Смертность всего по расчетам ЦСУ СССР, 1964 г. (см. стр. 40), чел. Смертность по официальным данным, чел.
1930-31 200000 49954 45265 33453
1932 89754 38984 36482 26604
1933 151601 80289 48653 45912
1934 40012 23274 25419 19413
1935 22173 20448 18987 15579

Соответственно, в зависимости от того чьи данные по смертности мы примем, сверхсмертность среди спецпоселенцев составит от 290,5 до 362,6 тыс человек. Примерно такое количество людей в результате раскулачивания погибло до срока.

Но и тут следует сделать замечание.

4. Сверхсмертность спецпоселенцев была вызвана, как следует из данных В.Земскова, отнюдь не злой волей советского руководства:

В одном из рапортов М. Д. Бермана на имя Г. Г. Ягоды отмечалось (май 1933 года): «Несмотря на Ваши неоднократные указания ПП ОГПУ СКК о порядке комплектования и организации эшелонов, направляемых в лагеря и трудпоселки ОГПУ, состояние вновь прибывающих эшелонов совершенно неблагополучное. Во всех прибывающих из Северного Кавказа эшелонах отмечена исключительно высокая смертность и заболеваемость, преимущественно сыпным тифом и острожелудочными заболеваниями.
По сообщению Нач. Сиблага ОГПУ, из состава прибывших из Сев. Кавказа в Новосибирск эшелонов трудпоселенцев № 24, 25, 26, 27, 28 и 29 общей численностью в 10 185 человек умер в пути 341 человек, т. е. 3,3 %, в том числе значительное количество от истощения. Такая высокая смертность объясняется:
1) преступно-халатным отношением к отбору контингентов, выселяемых в трудпоселки, результатом чего явилось включение в этапы больных, стариков, явно не могущих по состоянию здоровья выдержать длительную перевозку;
2) невыполнением указаний директивных органов о выделении выселяемым в трудпоселки 2-месячного запаса продовольствия; в указанных эшелонах трудпоселенцы никаких собственных запасов продовольствия не имели и во время пути снабжались только хлебом скверного качества в количестве от 200 до 400 грамм;
3) горячей пищей эшелоны снабжены не были, кипятком снабжались совершенно неудовлетворительно, с большими перебоями, потребление сырой воды вызвало массовые заболевания…»

В рапорте зам. начальника ГУЛАГа И. И. Плинера от 26 июля 1933 года на имя Г. Г. Ягоды отмечалось: «Вопреки Вашим категорическим указаниям о ненаправлении в трудпоселки семей, не имеющих в своем составе трудоспособных, по сообщению начальника СИБЛАГа, в эшелонах с высланными кулаками, прибывших в Томск с Северного Кавказа, имеется 930 человек совершенно нетрудоспособных…»


Причина сверхсмертности во многом кроется в недостаточной организации процесса переселения. Если сравнить с более поздней депортацией крымских татар, то «из документов следует, что из 151 720 крымских татар, направленных в мае 1944 года в Узбекскую ССР, было принято по актам органами НКВД Узбекистана 151 529, а в пути следования умер 191 человек (0,13 %)».


Цифры же Солженицына, на которые мы якобы должны выйти, если учтем всё правильно — т.е. по методу «мегаисторика» А.Б.Суслова — гласят, что «был поток 29-30-го годов, с добрую Обь, протолкнувший в тундру и тайгу миллионов пятнадцать мужиков (а как-то и не поболе)».


Tags: история, познавательное
Subscribe
promo kamrad2213 september 3, 2014 14:01 14
Buy for 20 tokens
Продолжаю выкладывать материалы о настоящих пермских музеях, которым есть что показать, в отличие от. Другие: музей авиации и космонавтики Пермского авиационного техникума и Пермский музей авиации. В прошлой статье мы начали разговор об идее создания «Политехнического музея…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments