Кто к нам с чем зачем, тот от того и того!


Previous Entry Share Next Entry
Кто "спаивал" русский народ?
facepalm
kamrad2213


Каждый раз, когда я хочу отдохнуть от сравнения царской России и сталинского СССР, появляется какой-нибудь очередной «гениальный» комментарий, в котором с апломбом утверждается, что большевики ели детей и мечтали, скажем, погасить Солнце. И вновь приходится закатывать рукава.



Так, в комментариях к прошлой статье мне сообщили, что «картавые большевички» спаивали русский народ.



На просьбу уже таки привести эту самую статистику ответа до сих пор не последовало. Пришлось найти кое-что самому.

Вот данные великого русского невролога В.М.Бехтерева из его книги «Алкоголизм и борьба с ним» (опубликована в 1927 году в тоталитарном СССР, где «картавые большевички» «спаивали народ»):

«Довоенная статистика указывает, что в 1902 г. в России было выпито 68 млн. ведер водки, в 1907 г. — 85 млн. ведер, а в 1912 г.— 96 522 429 ведер сорокаградусного спирта».

Если перевести это в литры чистого спирта на душу населения, воспользовавшись данными о его численности с сайта «Демоскоп», то получатся такие цифры («ведро» ~ 12,3 л):

1902 г. — 2,4 л.
1907 г. — 2,8 л.
1912 г. — 2,8 л.

По другим данным, потребление алкоголя в 1906–1910 гг. составило 3,4 л, а в 1913 г. — 4,7 л. Такое расхождение, скорее всего, связано с учетом потребления в советских границах (т.е. без Финляндии, Польши и т.д.).

В книге русского экономиста с мировым именем В. К. Дмитриева «Критические исследования о потреблении алкоголя в России» (1911 г.) можно найти данные по Европейской части России (без Польши), и они составляют для:

1880-1882 гг. — 3,9 л
1893-1895 гг. — 2,8 л

Для всей Империи данные выглядят так:

1895 г. — 2,6 л
1896 г. — 2,5 л
1897 г. — 2,4 л
1898 г. — 2,5 л
1899 г. — 2,7 л
1900 г. — 2,6 л
1901 г. — 2,4 л

Так или иначе, но, согласно данным советских статистических сборников, потребление алкоголя в СССР лишь в 1950-1960 гг. достигло дореволюционного уровня.

В 1960 году оно составило 3,9 л на душу населения, а в 1940 продажи были в два раза меньше, т.е. около 1,9 л на душу населения. В 1953г.  — 2,4 л (122% к уровню 1940 г.), в 1958 г. — 3,2 л, в 1959 г. — 3,5 л.

Что касается зарабатывания на пьянстве, то прежде чем обвинять в чем-то советскую власть давайте взглянем на практику Российской Империи.

Вот, что пишет о царских временах Григорий Заиграев, доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник ИС РАН:

«Откупной системе (1765-1863 гг.) русский народ обязан тем, что при ней было сведено на нет пиво- и медововарение, и люди были обречены на потребление преимущественно водки. В итоге к началу XX в. в структуре потребляемых напитков доля водки составила 93%. (К началу XXI в. - 80%, ныне - 72,3%.)».

И расшифровывает в сноске:

«При откупной системе (1765-1863 гг.), ради увеличения денежных поступлений в бюджет, что обеспечивалось увеличением производства водки, государством были приняты меры, сводящие на нет пиво- и медоварение».

Почему это важно? Опять-таки дадим слово Бехтереву:

«…Наш народ или по крайней мере значительная его часть, имея несчастную привилегию потреблять сорокаградусную водку, находится в гораздо менее благоприятных условиях, чем народы Запада, которые, главным образом, потребляют виноградное вино и пиво, вред от которых, во всяком случае, меньший, чем вред от водки. Вообще говоря, слабые алкогольные напитки, особенно же напитки естественного брожения, не влекут за собой столь пагубного развития пьянства. Это объясняется, главным образом, тем, что вследствие разведения алкоголя в большом количестве воды отравление никогда не может воздействовать так остро, как при потреблении крепких спиртных напитков. Хотя и прежние меды, пиво и квасы могли опьянить человека, но при них действие алкоголя умерялось большим разведением в воде, вследствие чего защищался прежде всего желудок от катаральных поражений и не отравлялись в резкой мере ни мозг, ни сердце».

Как видите, царское правительство ради пополнения казны вполне готово было пожертвовать народным здоровьем до определенной степени. (Кстати, в СССР водка станет «единственным пищевым продуктом, по которому выработ­ка в 1950 г. не достигнет довоенного уровня», потому что «она  будет  вытесняться  продукцией  пивоварения  и  виноделия».)

Но в откупной системе куда интереснее другое. Вот, какие сведения приводит историк Наталья Горюшкина:

«С 1767 по 1863 г. винный откуп обеспечивал 33% государственных доходов, превосходя поступления от прямых налогов — подушной подати и оброка с государственных крестьян. В 1850-е гг. эта цифра выросла почти до 38%».

При этом:

«Самые осторожные расчеты показывали, что откупщики, платившие казне в конце 1850-х гг. по 124,5 млн руб. в год, получали ежегодную прибыль в 600−780 млн руб.: четверо их них имели годовой доход более 5 млн руб., четверо — более 1 млн руб., тридцать — от 500 тыс. до 1 млн руб., доход 85 откупщиков составлял от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.»

Ну и самое интересное:

«Единичные протесты против откупного произвола, характерные для начала 1850-х гг., переросли осенью 1858 г. в массовое трезвенное движение. «Сотни тысяч народа в каких-нибудь пять-шесть месяцев, без всяких предварительных обсуждений и прокламаций, в разных концах обширного царства отказались от водки», — так описывал начало движения за трезвость Н. А. Добролюбов. В мае 1859 г. начались погромы питейных заведений, расправы со служащими по откупной части, столкновения с полицией и брошенными для подавления «беспорядков» карательными отрядами».

Интересно также, что «переход к новой системе сбора с алкоголя был проведен без каких-либо неблагоприятных следствий для финансов».

«Питейный сбор продолжил «первенствовать» в доходах казны, обеспечивая финансовую стабильность правительства в период ускоренной промышленной модернизации».

Для сравнение в 1918 году от всех доходов бюджета СССР, согласно статистическому сборнику «Государственный бюджет СССР. ч. I. 1918-1937 г.», доходы от государственной спиртовой монополии составили за

1918 г. — 0,9%,
1919 г. — 0,5%
1920 г. — 0%

Насколько я понимаю, позже доходы государства от продажи алкоголя перекочевали в статью «Акцизы». Вот какой процент давали все акцизы в бюджет СССР:

в 1924\1925 — 16,3%
в 1925\1926 — 19,8%
в 1926\1927 — 20,6%
в 1927\1928 — 20,2%
в 1928\1929 — 20,3%
в 1929\1930 — 18,9%

Далее вместо акцизов был введен налог с оборота, который для всей пищевой промышленности составлял от общего советского бюджета:

в 1932 — 25,1%
в 1933 — 26,1%
в 1934 — 23,2%
в 1935 — 21,4%
в 1936 — 25,0%
в 1937 — 23,1%
в 1938 — 25,1%
в 1939 — 22,2%
в 1940 — 23,1%
в 1944 — 20,4%
в 1945 — 25,6%

и т.д.

Как видим, алкоголь для бюджета СССР не мог играть такой роли, какую он играл для царской казны.

И наконец, я повторю данные по смертности из предыдущей заметки (про здравоохранение).

Смертность на 1 000 чел. в РИ и СССР.jpg

Даже с учетом того, что для царской России приведена смертность лишь в 50 европейских губерниях, а для СССР взята вся смертность, включая Сибирь и Дальний Восток (где она значительно выше, чем в европейской части), в 1940 году она всё равно оказалась ниже, чем при сохранении тренда 1906-1913 гг. — 18 против 20. (Я уж молчу о сравнении абсолютных показателей.)

Вам может показаться, что это не такой уж большой разрыв. Рекомендую взять численность населения СССР и посчитать, сколько это сэкономленных жизней. За один только 1940 год получается 194 100 000 / 1 000 * (20 – 18) = 388 200 человек. И это ещё заниженное число (см. все оговорки выше).

Как я уже говорил, «либералы» часто воют о мифических «миллионах», уничтоженных Сталиным (а теперь к ним ещё присоединился «националистический» вой о спаивании русского народа «картавыми большевичками»). Но никогда не говорят о настоящих миллионах, спасенных, благодаря большевикам.


  • 1
Вы хотя бы почитайте Мамин-сибиряк "Хлеб"!!!
:-)))

У бело-либеро-антисоветчиков есть небольшая поляна для исторических спекуляций. Надо только отслеживать, и бить. Спасибо за исследование

Так или иначе, но, согласно данным советских статистических сборников, потребление алкоголя в СССР лишь в 1950-1960 гг. достигло дореволюционного уровня.-------------------Это легко объясняется:после войны осваивали крайний Север СССР. В условиях 40-50 градусных морозов работать без спирта невозможно.Паровозники на северной ж/д от станции Микунь до Воркуты получали в поездку официально спирт. Геологоразведочные партии, авиация,автоводители на зимниках и проста работяги вынужденные работать на морозе также не могли работать без спирта.Спирт также использовался как средство от обледенения стёкол техники.В эти годы было построено много городов на крайнем Севере.Начали строительство Братской ГЭС, осваивали целину и т.д.

Я склонен объяснять это остыванием идеологии и утратой коммунистических смыслов. Хрущевские выходки, разгром сталинизма, коммунизм сведенный к колбасе на прилавках - вот это всё.

Я одно время плотно погружался в тему, могу немного прокомментировать.
1. Статья чётко отвечает на вызов, приводя данные об уровне душевого потребления алкоголя до Хрущёва. Во-первых, он был невелик по сравнению с тем, что началось примерно с 1957 г., в худшем случае сравним с дореволюционным уровнем.
С точки зрения ответа за большевистский период действительно более позднее время можно не рассматривать. С этой же точки зрения стоит добавить, что именно у большевиков ленинского периода было совершенно непримиримое отношение к алкоголю.
Ленин, 27.05.1921: "...в отличие от капиталистических стран, которые пускают в ход такие вещи, как водку и прочий дурман, мы этого не допустим, потому что, как бы они ни были выгодны для торговли, но они поведут нас назад к капитализму, а не вперед к коммунизму...". Это было сказано посреди речи о том, что надо развивать торговлю, чтобы иметь средства - в том смысле, что не любые средства.
Революция победила в условиях фактического сухого закона, который большевики сохраняли, сколько могли. Когда в октябре 1924-го его отменяли, Сталин это сравнивал с тем, чтобы "выпачкаться в грязи", оправдывался словами Ленина, якобы сказанными в 1922-м, после провала Генуэзсуой конференции: "вместе с Лениным пришли к тому, что придётся ввести водку" (Сталин, т.9, с.192).

2. Во-вторых, это действительно главный показатель. Других не надо.
В статье дважды проводится мысль, что хорошо, когда водка вытесняется вином и пивом - ошибочность этого положения была зафиксирована ещё в брошюрах дореволюционного времени. Цитируемый Заиграев был как раз одним из пропагандистов установки на "культурное питие" (вместо установки на трезвость), которая и обеспечила резкий рост душевого потребления с 1957. Для оценки социальных последствий действительно важно лишь общее душевое потребление, но замена водки слабоалкогольными напитками расширяет базу для приобщения к алкоголю - требует снятия табу, культивирования питейных традиций, что и делалось очень целеустремлённо. Но это уже социализм загнивающий.

3. Цифры о доле алкорублей в бюджете не только менее значимы, да и вряд ли их можно корректно сравнить с доревоционными. Или надо брать долю не бюджета, а ВВП или чего-то такого. Наверное, совсем разная роль гос.бюджета до и после революции.

Edited at 2016-08-08 06:53 pm (UTC)

Насчет вытеснения не соглашусь. Тут тезис в том, что иной стиль потребления алкоголя - это меньшее зло. Но не добро само по себе. Бехтерев тоже эту мысль поддерживает, когда говорит, что "северный стиль" потребления усугублял ситуацию, и при (на первый взгляд) небольших показателя на душу населения эффект оказывался более губительным, чем в европейских странах.

Я ещё не включил сюда материал по смертности непосредственно связанной с алкоголем - но есть данные, что в царский период при небольшом, но концетрированном потрелении, этот показатель почти равнялся современному.

http://demoscope.ru/weekly/2011/0461/analit01.php

Насчет бюджета соглашусь, структура экономики была иной. Возможно, сравнение долей ВВП было бы более корректным с точки зрения вклада в богатство страны.

Edited at 2016-08-08 07:16 pm (UTC)

Сколько миллионов жизней спас Сталин:
http://burckina-faso.livejournal.com/1016617.html

Спасибо за ценное дополнение!

Большая и осмысленная работа проведена,очень информативно.

Серьезно потрудились...

Какая смешная и нелепая попытка обелить коммунистов и жидов ))) Автор, вы из первых или их вторых?

я из третьих, но почти согласна с автором! по одной причине... он пытается узнать историю своей страны, чего многие отродясь не делали!((((

а разве не при царе ввели сухой закон?

При нем. 3 года он при нем действовал. А потом большевики его сохраняли 7 лет почти: с 1918 по 1924.

Всё это весьма красноречиво и показательно-доказательно. Для непредвзятого читателя очень ценные исследования.
Но я бы взглянул и под другим углом.
А именно: сейчас-то кто спаивает? даже если допустить корявый довод либералов про "картавых большевиков", то сейчас-то большевиков как бы и нету...
Капитал изобрели не большевики, "оно само зародилось", марксисты его просто показали.
Поскольку Капитал "развивается", то он, ради прибыли, естественно, как раз и заинтересован в увеличении объёмов продаж всего того, что приносит доход. Желательно(для него, Капитала) - чтоб как можно концентрированнее была эта прибыль, "оборотистее". Одна из статей такого ёмкого и выгодного бизнеса - это производство алкоголя. (И другие статьи конечно есть, - играющие на самых низких свойствах человеков)
Коммунисты не могут уничтожить Капитал насовсем. Они могут ограничивать действие некоторых его механизмов. Что и было, в общем, проделано в России поначалу, в отношении капитала алкогольного, в частности.
Но поскольку ничего вечного не бывает, в СССР произошёл постепенный возврат к дореволюц.уровню потребления алкоголя. А в либеральные времена вообще настала полная свобода для алкогольного Капитала.

А вот с этим я, пожалуй, соглашусь.

раз Вы взялись исследовать эту тему, докрутите ещё один момент -
«При откупной системе (1765-1863 гг.)" - как, зачем и для кого появилась эта откупная система. кто надоумил императрицу. посмотрите кто эти - "четверо их них имели годовой доход более 5 млн руб., четверо — более 1 млн руб., тридцать — от 500 тыс. до 1 млн руб., доход 85 откупщиков составлял от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.»
возможно, сложится пазл почему с приходом Хрущёва "понеслась душа в рай".

Русский народ не нужно спаивать, он сам сопьется))) Северные люди же. Нужно ограничивать алкоголь ценами, запретами, как с Скандинавии.

Водку любил пить Брежнев и Ельцин. А среди царей были алконавты?

Ельцин СССР не правил. А насчет Брежнева-"алконавта" я впервые слышу.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account